Apr. 14th, 2013

vandall88: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] kolobok1973 в Ни прибавить, ни убавить - 1
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Егор Холмогоров

Похитительница молока


Культ новопреставленной баронессы Тэтчер носит не столько политический, сколько виталистский характер: «Железная леди», «баба с яйцами», «человек сильной воли», «единственный мужчина в своем правительстве» – все эти эпитеты с такой густотой прилагались к первой женщине, ставшей премьер-министром Великобритании, как будто речь шла не о политике цивилизованной страны конца ХХ века, а о кровавом средневековом бароне: жги, грабь, убивай, покажи свою непреклонность, жестокость и гордыню – и вознесешься над остальными. Так же, как в образе ее партнера «ковбоя» Рейгана, в образе баронессы было нечто ненатурально кинематографичное, чуждое трезвой рациональной политике ХХ века.

Все примеры железной воли Тэтчер сводятся к одному: невероятно стойкое перенесение... чужих страданий и демонстративная бесчувственность. Свою подчеркнутую бесчувственность Тэтчер проявила, отправив на тот свет немало британцев и множество аргентинцев, не сжалившись над голодающими узниками из Ирландской республиканской армии и, в особенности, не поддавшись бастующим шахтерам, раздавив их движение. В таком контексте нетрудно, впрочем, было прослыть большим мужчиной, чем мужчины, поскольку мужчинам в войне и политике не чуждо некоторое благородство и сострадание друг к другу, остатки рыцарственности, коих баронесса была вовсе лишена и по своему классовому происхождению, и по менталитету женщины, которая непрерывно вынуждена доказывать мужчинам, что она «более лучший мужчина».

Впрочем, наша речь не о женщине среди мужчин, а о политике среди политиков. Железная леди была самым ненавидимым английским премьером за все три столетия существования этого института как зависящего от парламента, а не от капризов королей. Она оказалась первым и единственным в истории Британии премьером, свергнутым настоящей народной революцией. Восстание 31 марта 1990 года, направленное против введенного Тэтчер подушного налога, было крупнейшим в Англии со времен Уота Тайлера (собственно, маршрут колонн протестующих, двигавшихся на Трафальгарскую площадь, совпадал с маршрутами наступления восставших в 1381 году). Спустя всего несколько месяцев собственная партия Тэтчер произвела против нее фактический переворот и отстранила от власти, а ее преемник отменил ненавистный налог.

Кто-то, конечно, попытается отрицать наличие связи между этими событиями, но сами-то британцы считают иначе, а участники новой «Трафальгарской битвы», в том числе 113 раненых и 340 арестованных, гордятся своей ролью в истории. На «Ютубе» можно найти с десяток песен и роликов, посвященных этим событиям, включая «Мы станцуем на вашей могиле, миссис Тэтчер». Сочинено и записано это было еще при жизни, когда подобные шутки звучат куда более этично – впрочем, судя по большинству комментариев к этой записи, настроения не сильно изменились. Вечером 8 апреля две сотни человек собрались в центре Глазго, на том самом месте, где в 1989 году шли бои вокруг poll tax, чтобы «отпраздновать» кончину Тэтчер.

В чем причина этой ненависти? Для множества британцев «80-е» звучит примерно так же, как для нас «90-е» – время стозевного ужаса. Эпоха Тэтчер – это эпоха резкого падения их материального благополучия, эпоха переориентации экономики с производства благосостояния для британцев на производство «макроэкономических показателей». Эпоха, когда были, похоже, что навсегда, отменены на отдельно взятом острове результаты промышленной революции XVIII века, время, когда лишившиеся работы люди замерзали в домах, где нет тепла, а по улицам шелестел мусорный ветер из-за сокращения государственных расходов на коммунальные службы.

Read more... )


vandall88: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] israel_shamir в Nothing personal
Маргарет Тэтчер – ничего личного
Исраэль Шамир

Она умерла, и это повод вспомнить о ней. Нет у меня никаких личных чувств к покойной мадам Тэтчер, даже ненависти нет – как нет у меня ненависти к Атилле и Чингис-хану. Но, как человек, живший в Англии в те годы, скажу: Англия была чудесной страной до появления Тэтчер.

В Англии были рабочие, были шахтеры, были забастовки, были смешные лондонцы-кокни, говорившие на непонятном диалекте. В пабах подавали эль и йоркширский пирог, в многочисленных кафе – чай за двадцать пенсов. Медицина была бесплатной, образование – тоже. Квартиры были дешевые, потому что вторую квартиру – или пустую квартиру – можно было захватить. А значит, даже у богатых  было по одной квартире, и обычным людям жить было нетрудно. Я жил в Англии до Тэтчер, и до сих пор вспоминаю, как там было хорошо. Богатые, конечно, были недовольны, и они привели Тэтчер к власти.

Маргарет Тэтчер погубила Англию, как Горбачев погубил СССР. Она ликвидировала промышленность, закрыла шахты, превратила английских рабочих, костяк армии и флота, в холуев, погубила образование и медицину. Она превратила Англию в придаток Английского банка. Зачем ковать железо и пахать землю, если банковские операции приносят больше прибыли; зачем простой народ, это быдло, если не для того, чтобы прислуживать богатым -  таков был лозунг тэтчеризма. Если сегодня Англия стоит на грани (или за гранью) банкротства, то за это спасибо Мэгги. При ней иммиграция рванула ввысь – хотя Англия не резиновая, Тэтчер была за иммиграцию потому, что это позволяло понизить зарплаты рабочим.

В Англии после Тэтчер дома дороги – по карману только Абрамовичу и Березовскому, в пабах подают белое вино и салат, в университетах учатся дети шейхов. Если бы немцы захватили Британию, то и они бы не смогли так уничтожить ее особенный характер.

Она была врагом СССР. Именно Тэтчер привела Горбачева к власти в Москве, в результате хитрой интриги. Она ненавидела социализм, как может только дочка лавочника. Она сделала себе политическую карьеру в мелкобуржуазном, филистерском районе Лондона, в районе еврейских торгашей Голдерс-Грин, и она выстраивала всю Британию по их идеалам: биржа, гешефты, торговля, презрение к труду. Она доказала, что не надо быть этнической еврейкой, чтобы полностью принять еврейский дух.

В Англии ее не любили, а сейчас – вспоминают с ненавистью, в особенности на (некогда) промышленном Севере и в Шотландии. Зато антисоветчики ее обожали. Среди русских эмигрантов той волны ей поклонялись. Любили ее прорабы перестройки. Любят и сегодняшние либералы-белоленточники. Ксения Собчак даже слезу пролила – Ксения и Мэгги к детям и рабочим относятся одинаково. Ее смерть – после многих лет старческого маразма – ничего не добавляет и не убавляет. Через нее в мир вошел неолиберализм, и к сожалению, вместе с ней он не уйдет.



 

Profile

vandall88: (Default)
vandall88

February 2017

S M T W T F S
   1234
5678910 11
1213 14 15161718
19202122232425
262728    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios